Якудза.
Термин "якудза" пришёл из японской карточной игры ойтё-кабу, в которую играют картами ханафуда и кабуфуда, и означает «никчёмный». Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка, что даёт в сумме 20 и 0 очков. В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово "якудза". Название, таким образом, использовалось для обозначения выдержки человека. В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как "хати-кю-сан", иногда именно так называют японскую мафию теперь.
Группы якудза построены по принципу жёсткой иерархии и их внутренняя жизнь регулируется различными кодексами поведения. Такие группы есть почти на всех японских островах, а также кое-где за границами Японии. В разговорах якудза пользуются особым жаргоном и в наши дни выдают себя обычно за бизнесменов. С 1993 года отношение властей к якудза стало значительно более жёстким. Теперь даже принадлежность к гуми (банда якудза) уголовно наказуема, что всё больше вынуждает современных якудза к переходу на нелегальное положение. Вследствие этого обострились отношения с полицией (эти отношения в силу истории формирования феномена "якудза" не всегда были плохими) и упал их общественный авторитет.
В период Эдо банды якудза состояли почти без исключения из людей «низкого происхождения», главным образом выходцев из сословия торговцев, а также крестьян и ремесленников. Терял ли человек всё своё имущество в результате проигрыша, стихийного бедствия или мародёрства ронинов, бежал ли от беспорядков или уголовного преследования без средств существования в незнакомый город — ему не оставалось ничего иного, как обратиться к якудза. Те давали ему приют и работу. Нередко добровольцев притягивало также желание укрыться в «семье» или страсть к приключениям и надежда на признание и уважение среди сельского населения.
В полицию, напротив, приходили в то время только члены самурайской касты, которые не могли из-за так называемого «мира Токугава» найти никакого военного занятия и поэтому занялись охраной общественного порядка. Таким образом, отношения между теми и другими часто были довольно напряжёнными и буси в насмешку называли якудза «выскочками в самураи без почитания Бусидо». Однако не всегда это приводило к столкновению; кроме того, гуми (банды) в разных местах сильно разнились в своём радикализме, поэтому иногда возникало некое сотрудничество между полицией и якудза относительно общественной политики. В настоящее время принято считать якудза наследниками самурайских традиций. Сами участники бандформирований разделяют эту точку зрения, не в последнюю очередь ссылаясь на дисциплину, иерархичность своей структуры и соблюдаемый специфический «кодекс чести».
Более непосредственно можно проследить происхождение большинства современных банд якудза от двух групп, возникших в XVIII столетии: тэкия (коробейники) и бакуто (игроки). Корни этого происхождения можно обнаружить в современных церемониях инициации якудза, которые включают в себя ритуалы как тэкия, так и бакуто.
Современные якудза расширили круг своих интересов до влияния на финансовые рынки и политическую коррупцию. Они пытаются также оказывать влияние на политические выборы, при этом кандидаты поддерживаются денежно или через «услуги», с расчётом на послевыборный шантаж. Наряду с этим якудза занимаются также традиционными для мафии видами деятельности — наркоторговлей, контролем за проституцией, торговлей людьми, незаконным игорным бизнесом, патинко, «крышеванием» (что, например, скрывается многими ресторанами под статьёй расходов на стирку салфеток). Одной из наиболее прибыльных традиционных сфер бизнес-деятельности якудза считаются операции с недвижимостью и строительство. Также достаточно популярен шантаж топ-менеджмента корпораций компрометирующей коммерческой информацией либо угрозы, связанные со срывом собраний акционеров или манипуляциями курсом акций.
Для мафии очень важно разделение на якудза и катаги - "лохов", всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к "защитникам справедливости", традиционные законы запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана. Разумеется, разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе. В клан не входят женщины, якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что те должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют "старшие сестры" (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются "подстилками", и обращаются с ними соответственно. Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть "коллегу" считается большой доблестью. Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.
_________________________________________________________________________________________
Некоторые виды деятельности якудза:
1| "Сокайя" - приобретя одну-две акции фирмы, якудза получают как бы ключи к сейфам компании. Происходит это так. Явившись на собрание акционеров, рэкетиры устраивают там дебош, выступают с шумными и оскорбительными разоблачениями якобы имевших место злоупотреблений руководства компании и тем самым срывают утверждение финансового отчета. Собрание приходится переносить на другой день, иногда неоднократно, что вносит сумятицу в работу, приводит к немалым материальным потерям. "Сокайя", специализирующиеся на "обслуживании" ежегодных собраний акционеров, готовы вести себя и благопристойно, но, естественно, за крупные отступные от руководства данной фирмы. Более того, оплатив соответствующим образом усердие "сокайя", дирекция акционерной компании может получить в ходе собрания шумную поддержку со стороны якудза, которые в случае необходимости заткнут рот любому критику.
2| "Торитатэя" специализируются на выбивании по поручению кредиторов долгов с неплательщиков
3| "Сэйрия" угрозами и хитростью доводят облюбованную фирму до финансового краха, а затем наживаются на распродаже имущества банкрота.
4| "Дзиагэя" зарабатывают миллионы на спекуляции земельными участками.
_________________________________________________________________________________________
В начале 60-х гг. мафия попыталась создать в Японии рынок потребления героина. Жесткие меры правительства, принятые в 1964 г. — накануне открытия Токийской олимпиады, оказались весьма результативными. Сети торговцев героином были быстро разгромлены, и многие якудза надолго обосновались в тюрьмах. Контакты с зарубежными поставщиками наркотиков были оборваны. Это не отбило у якудзы интереса к столь прибыльному бизнесу. Однако пришлось приспосабливаться к сложившимся условиям, и вот наркомафия переносит центр своей активности в соседнюю Южную Корею, где создается сеть подпольных лабораторий по производству наркотических стимуляторов, в основном амфетамина. Затем на смену амфетамину пришел метамфетамин с удвоенным наркотическим воздействием. Долгое время якудза выступала победителем в постоянной игре с полицией в кошки-мышки. Но в 1985 г. правительство Японии договорилось с руководством Южной Кореи о координации действий против наркомафии.
_________________________________________________________________________________________
Доход:
По подсчетам некоторых специалистов, ежегодный доход якудза составляет около 1 трлн. иен. Впрочем, указанная цифра явно занижена в несколько раз. Едва ли не половину этой суммы (по другим данным, более одной трети) составляет доход от наркобизнеса
_________________________________________________________________________________________
Сеть своих представителей якудза раскинула по странам Юго-Восточной Азии. По их каналам с Филиппин в Японию поступает оружие, через Таиланд — наркотики из зоны "золотого треугольника", из Пакистана, Бангладеш, Малайзии — "живой товар" (пополнение для публичных домов и дешевая рабочая сила). Группы якудза осели на Гавайях, Гуаме и Сайпане, где совместно с американской мафией наладили бизнес на проституции, порнографии, рэкете. В сферу интересов якудзы вошло и западное побережье Северной Америки, где японские преступные кланы держат под своим контролем жизнь многочисленных японских общин, обосновавшихся в США. Щупальца японского спрута дотягиваются до Южной Америки и Австралии. По некоторым данным, у якудза налаживаются рабочие контакты и с российскими коллегами. Во всяком случае, приносящая огромные прибыли перепродажа в России, особенно на Дальнем Востоке, подержанных автомобилей японского производства привлекает пристальный интерес японской якудзы.
Особое положение, занимаемое мафией в жизни Японии, отнюдь не означает ее противопоставления обществу. Наоборот, и сами гангстеры, что вполне естественно, и даже некоторые представители официальных кругов считают, что якудза необходима стране. Легальный "модус операнди" мафии дает возможность властям держать преступные группировки "под колпаком". С другой стороны, якудза сдерживает неорганизованную преступность, что во многом способствует превращению Японии в одну из самых безопасных, с точки зрения криминалистики, стран мира.
________________________________________________________________________________________
Местоположение якудзы:
Штаб-квартиры кланов якудза, украшенные неоновыми эмблемами, размещаются в престижных бизнес-кварталах японских городов, полиция обычно не вмешивается в их деятельность. Согласно неписанным правилам якудза, обвиняемый в совершённом преступлении отдельный член бандформирования принимает на себя личную ответственность за совершённое и тем самым не даёт юридического повода обвинить своих руководителей в преступной деятельности. Сложная взаимосвязь якудза, правительственных чиновников и полиции позволяет якудза чувствовать себя уверенно. Члены группировок имеют характерные, нашиваемые на одежду, фирменные эмблемы, которые открыто демонстрируют.
________________________________________________________________________________________
Знаки и ритуалы:
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и т. д., которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий. И до наших дней татуировки ассоциируются в Японии с якудза, притом людям с татуировками зачастую запрещён вход в места общественного купания. На самом же деле татуированный якудза давно превратился в штамп общественного сознания, имеющий мало общего с реальностью, ибо после официального запрета якудза никто из них не старается привлечь внимание окружающих
Юбицумэ – отрезание фаланги мизинца с помощью ножа-танто и молотка- известен в преступной среде с давних пор. Согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу. Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру.
Сэппуку - ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. Было популярно в среде самураев и солдат как наказание за проступки, иногда его совершали также и якудза.
________________________________________________________________________________________
Кратко о истоках:
|Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо. Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча. Это стало огромным шагов вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи.
|Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.
Иерархия:
Оядзи (Oyaji) - "Отец", начальник.
Кёдай (Kyoudai) - "Брат", коллега.
Камбу (Kanbu) - "Начальство", якудза высокого ранга.
Досу (Dosu) - Самурайский меч, все еще используемое некоторыми якудза оружие.
Тяка (Chaka) или Хадзики (Hajiki) - Огнестрельное оружие (обычно - пистолеты).
Сябу (Shabu) - Наркотики.
Сима (Shima) - Рэкет на определенной территории.
Номия (Nomiya) - Нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш.
Киритори (Kiritori) - Выбивание долгов.
Юсури (Yusuri) - Шантаж.
Цуцумотасэ (Tsutsumotase) - "Хипес", форма вымогательства. Женщина приводит "лоха" домой, а затем является "оскорбленный муж" и требует отступного.
Сэнсо (Senso) - Война кланов якудза.
Тэути (Teuchi) - Перемирие в войне кланов.
Сацу (Satsu) или Пори (Pori) - Полиция.
Фуда (Fuda) - Ордер на арест или обыск.
Оцутомэ (Otsutome) - Заключение под стражу.
Кагэтёфу (Kagechoufu) - Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.
Информация взята из:
Википедия©
Энциклопедия «Япония от А до Я»©
Чайный Домик©